Могилевский филиал Автобусный парк №1 открытого акционерного общества ОАО «Могилевоблавтотранс» - крупнейшее автотранспортное предприятие Могилевской области, уже более 90 лет осуществляющее перевозки пассажиров в Могилеве и Могилевской области.
Старт становления и развития общественного автобусного движения в областном центре был дан 11 декабря 1924 года с организации Могилевской конторы Белавтопромторга. И уже в начале 1925 года два автобуса осуществляли регулярные пассажирские перевозки по маршруту «Станция Могилев – Вал». Руководство товарищества «Белавтопромторг» отмечало, что могилевский гараж «примерный во всей Беларуси, как в смысле сохранности, так и добросовестным отношением к производству».
История сохранила имена первых работников гаража, стоявших у истоков организации перевозок. Это – водители С.Н. Бондаренко, А.И. Филиппович, А.И. Липский, а также кондукторы Я.Н. Бондаренко, Я.И. Патрусов, И.И. Верещако.
В 1930 году акционерное товарищество «Белавтопромторг» и «Транспорт», которые занимались приемкой, доставкой и передачей грузов, были объединены во всесоюзное объединение «Союзтранс». К тому времени Могилевская контора «Союзтранс» имела для перевозок в городе 10 автобусов марки ГАЗ-03, ЗИС-8. В связи со строительством в Могилеве завода искусственного волокна, других промышленных предприятий, сопутствующим ростом населения, появлением городских микрорайонов требовалось дальнейшее развитие инфраструктуры города, в том числе и пассажирского транспорта.
В 1938 году конторы «Союзтранса» в связи с образованием областей были преобразованы в «Облтрансы». Производственная база могилевской транспортной конторы находилась тогда на ул. Березовской. Сначала на ее территории было одно кирпичное здание с осмотровой канавой и деревянный сарай.
В том же году в Могилев направлены первые два автобуса новейшей конструкции ЗИС-16, и автобусный парк насчитывал 34 единицы подвижного состава.
Развитие общественного транспорта было нарушено Великой Отечественной войной, оккупацией города. Но практически сразу после освобождения 28 июня 1944 года Могилева от немецко-фашистских захватчиков работа городского транспорта начала восстанавливаться.
До марта 1945 года организация называлась Могилевской автоэксплуатационной базой, а затем – Могилевской автотранспортной конторой (АТК) №1. В эксплуатации находились трофейные автобусы марки «Шевроле», «Опель-Блиц»», «Хейпшель», открыты первые послевоенные маршруты «Вокзал - город», «Луполовский мост – Шелковая фабрика». Постепенно автотранспортная отрасль обновлялась: парк пополнился новыми комфортабельными автобусами, что позволило в 1950 году расширить автобусное движение до девяти маршрутов. Городские автобусы курсировали уже до мясокомбината, Любужа, Буйнич, локомобильного завода. Также действовали и пригородные маршруты.
В 1954 году произошло разделение автотранспортной конторы №1 на грузовую и пассажирскую конторы, так как городское автобусное хозяйство насчитывало уже 42 автобуса. Через шесть лет пассажирская АТК преобразована в Могилевский автобусный парк, который является правопреемником довоенных и послевоенных транспортных предприятий города.
В 1961 году было завершено строительство автобусного парка. В 1972 году автобусный парк стал называться Могилевской автоколонной № 2446, в 1987 году – Могилевский автобусный парк №1, с 2000 года – республиканское унитарное дочернее Могилевское автотранспортное предприятие «Автобусный парк №1». С 19 февраля 2009 года предприятие преобразовано в Могилевский филиал «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс».
Сегодня Автобусный парк №1 является крупнейшим автотранспортным предприятием на Могилевщине. Общая численность работающих свыше 1100 человек. Автопарк имеет в своем распоряжении более 240 автобусов различной вместимости и комфортности, и более 120 единиц грузовых автомашин, в том числе самосвальная техника МАЗ, КамАЗ, также седельные тягачи МАЗ, Volvo.
Грузовым автопарком осуществляются внутригородские, междугородние и международные грузовые перевозки, а также перевозки сборных и негабаритных грузов, сыпучих материалов. География грузоперевозок необычайно широка: от Британских островов на западе и Камчатки на востоке до Кольского полуострова на севере и среднеазиатских республик на юге. Ежемесячно предприятием осуществляется доставка десятков тонн разнообразных грузов в различные точки Евразийского континента.
Общий ежемесячный пробег транспорта – в среднем свыше 1,2 миллиона километров. В том числе, на городских маршрутах автобусы «наматывают» в месяц 935 тыс. км, на пригородных – 145 тыс. км.
За этот же период времени в салонах городских автобусов перевозится в среднем свыше 6 миллионов человек.
В настоящее время предприятие возглавляет Лазаренко Виктор Владимирович.